17 августа, 22:00

Анна Гарафеева и Ко "КАМИЛЛА" (Москва)

Центр искусства и музыки библ. им. В.Маяковского

Перформанс, посвященный жизни и творчеству Камиллы Клодель.

Идея

История и трагедия Камиллы Клодель – десятилетия, проведённые в психиатрической клинике, не в полной мере реализованная женская судьба и судьба художника  зачастую перевешивают ее вклад в искусство. Ее работы долгое время находились в тени великого мастера Огюста Родена, для которого она была ученицей, возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором. Так получилось, что творчество Камилы оказалось в двойной тени: как ее учителя, так и ее полной трагизма жизни. Но ее талант, страсть к ваянию, с которой она могла проводить долгие часы неотрывной работы, и немногие из сохранившихся ее скульптур
впечатляют своей чувственностью и выразительностью.

В нашем перформансе мы хотим сконцентрироваться не на трагизме жизни Камиллы. Нам хотелось обратить внимание зрителей на то, что вопреки всему страсть к творчеству, талант и красота, которые
содержат ее работы, оказались сильнее. И сейчас, в XXI веке, нас продолжают трогать и вдохновлять ее скульптуры и свет ее творчества, пробивающийся сквозь трещины времени и перипетии судьбы Камиллы.

Анна ГАРАФЕЕВА

Танцовщица, хореограф, перформер, танцевально-двигательный психотерапевт, аналитический психолог. Преподаватель ГИТИСа (курс Андрея Кончаловского). Танцевальный путь начала в 1994 в Студии Танцевальной Импровизации (Ярославль), где изучала импровизацию, перформанс, танец модерн и основы буто. В 2001 переехала в Москву и поступила в школу «До Танца» под руководством Мин Танака (Япония) в театре «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева. С 2008 года самостоятельно развивает собственный танцевальный язык, основанный на пересечении танца буто, театра и поэзии. С сольными работами и в совместных танцевальных проектах выступала на международных фестивалях в России, Франции, Голландии, Германии, США, Японии, Португалии, Бельгии, Греции.Как хореограф была номинирована на Российскую Национальную премию «Золотая Маска» за спектакль «Из глубины...».

Автор идеи, хореограф, танцовщица Анна Гарафеева:

Впервые я познакомилась с работами Камиллы Клодель в одну из моих поездок в Париж в 2012 году, когда я отправилась в музей Родена. Я до сих пор отчётливо помню момент встречи. На фоне белой стены, расположенной между ведущими в сад окнами, на постаменте стояла выполненная в гипсе фигура танцующей женщины. Ее тело, старое и одновременно юное, чуть прикрытое ниспадающими до пят то ли волосами, то ли тканями, танцевало тихо, смиренно, безмятежно. Я была так потрясена, что не могла ни отвести взгляд, ни сдвинуться с места. Смотря на неподвижную скульптуру, я видела, как она танцует, и передо мной, как в кинофильме, проносилась история ее жизни, полная любви и отчаяния. Когда, наконец, гипнотическое воздействие начало ослабевать, я опустила взгляд и увидела имя автора и название работы: «Камилла Клодель, Клото, 1893». Это была моя первая встреча с Камиллой.

Потрясённая, я начала возбужденно бегать по музею в поисках других ее работ. Так я обнаружила «Вальс», затем нашла «Болтушек», потом «Волну». Мне хотелось увидеть как можно больше ее скульптур.

Покинув музей, я ещё долго не могла успокоиться и, как одержимая, читала книгу об ее творчестве, которую купила на выходе из музея. Образ танцующей Клото не покидал меня, и я поняла, что непременно должна исполнить этот танец.

Композитор Алексей Ретинский

Преодолевая обособленность одного человека от другого, километры сожженных лесов, выпитых озер, немых, невысказанных стихов и давно забытых песен, вереницы трагедий общечеловеческого масштаба, где статистика – только цифры – и, наконец, нашу личную внутреннюю иммиграцию, история Камиллы Клодель и сегодня способна поставить вопрос «кто мы?». Те, кто решаем все неуместные, неудобные проявления буйства поэзии, заключая ее под стражу, пусть и в условия люкс, или те, кто способен как данность принять часто ранящую и ослепляющую силу неизбежности в искусстве. Взгляд Камиллы с известной фотографии в анфас имеет, кажется, испепеляющий заряд вопроса: отдаешься ли ты потоку, сам становясь потоком, или возводишь защитные дамбы, обреченность которых лишь вопрос первых тектонических сдвигов?

Художник Ксения Перетрухина

Когда я познакомилась с Аниным высказыванием о Камилле Клодель, оно показалось мне исчерпывающим. Мне оставалось только создать фон, чтобы поместить историю конкретной женщины-художницы во вневременной или, вернее, всевременной контекст, показать универсальный характер этой трагедии. В этой работе для меня принципиален минимализм – чтобы сконцентрировать внимание зрителя на мельчайших деталях и нюансах движения тела исполнительницы.

Хореография, танец – Анна Гарафеева

Сценография – Ксения Перетрухина
Композитор – Алексей Ретинский (Австрия)
Художник по свету – Иван Матис (Франция)

Продюсер – Ника Пархомовская

Продолжительность – 1 час

Возрастное ограничение – 18+

Мировая премьера – 23 июня 2018, Дягилевский фестиваль

Премьера состоялась при поддержке Французского института при Посольстве Франции в России и Альянс Франсез – Пермь.


Репетиции были осуществлены при поддержке Swedish Arts Grants Committee, Evolution Dance Project (Москва) и резиденции молодых хореографов «Меняем пространство» ИКЦ (Калуга).

ENG

CAMILLE

Performance dedicated to the life and art of Camille Claudel

Choreography, dance – Anna Garafeeva

Stage design – Ksenia Peretrukhina
Music – Alexey Retinsky (Austria)
Light design – Ivan Matis (France)

Producer – Nika Parkhomovskaya

Duration – 1 hour

Age restrictions – 18+

World Premiere – June 23, 2018, Diagilev Festival

It was premiered with the support of the French Institute of the Embassy of France in Russia and Alliance Française of Perm.
The rehearsal process was supported by the Swedish Arts Grants Committee, Evolution Dance Project (Moscow) and Young Choreographers Residency “Changing Space”  of the Innovative Cultural Center (Kaluga).

Idea

The story and tragedy of Camille Claudel – decades spent in mental institution, not quite fulfilled life of a woman and life of an artist – often outweigh her contribution to art. Her works had long remained in the shadow of the great master Auguste Rodin, for whom she was a student, a lover, a model, a muse, an idea provider and a co-author. It happened so that Camille's art was in double shadow: of both her teacher and her absolutely tragic life. But her talent, her passion for plastic arts which kept her busy working hours after hours, and a few of her sculptures that remained, impress us with their sensuality, expressiveness, with life breaking through them.

In our performance we choose not to focus on how tragic Camille's life was. We'd like to draw the audience's attention to the fact that, no matter what, passion for art, talent, light, sensibility and beauty that fill her works had won over. And even today, in the 21 century, we are still touched and inspired by her sculptures and the light of her art, breaking through the cracks of time and vagaries of fortune of Camille Claudel.

@аверин