15 августа, 19:00

Творческое объединение Алиф (Казань) - "Зов начала"

Новая сцена Александринского театра

Спектакль номинирован на главную театральную премию «Золотая маска» в трёх номинациях: лучший спектакль/современный танец, балет-современный танец / мужская роль - Нурбек Батулла, балет-современный танец / работа хореографа - Марсель Нуриев. Нурбек Батулла в 2018 году получил "Золотую Маску" за лучшую мужскую роль в номинации "Балет/современный танец"


В 1927 году произошел разлом в культуре татарского народа. Татарский алфавит, основанный на арабской каллиграфии, был переведен на латиницу, а впоследствии с 1939 года на кириллицу. Эти обстоятельства привели к упразднению семи букв в алфавите. Язык частично потерял свою гибкость, мелодику, глубину. Рифма,
стиль, форма и ритм произведений предыдущих поэтов потеряли свой изначальный смысл. Самоидентичность народа, формировавшаяся с X века, была отчасти потеряна.

Спектакль состоит из трёх частей. В первой части посредством танца пишутся буквы мёртвого татарского алфавита («иске имля» на тат.) арабскими буквами. Звучат названия этих букв.

Во второй части три девушки пропевают стихотворение татарского поэта Габдуллы Тукая «Туган тел» («Родной язык»). Первая произносит буквы «утерянного» татарского алфавита, вторая – пропевает слова, третья – строчку.

Третья часть - собрание двух предыдущих частей воедино, где звучит полное стихотворение Тукая в три голоса. Танцовщик олицетворяет поэта и завершение той культурной эпохи, которая тысячу лет формировала татарский народ. 

Создатели спектакля «Зов начала» через язык тела и аутентичное татарское пение пытаются проникнуть в тот культурный слой, который был «забыт» народом, прикоснуться к культуре, которая, к сожалению, сейчас утеряна. Ведь для большинства современных людей прочесть и понять неадаптированный стихотворный текст стало невозможным. 

Зрители о спектакле:

«Хореографический спектакль «Зов начала» - это зрелище, которого еще не было в мире», - Рабит Батулла, народный писатель Республики Татарстан, историк, публицист. 

«Зов начала» заходит глубоко в сердце и там остается. Очень жаль, что его смогли посмотреть так мало людей», - Илсөяр Иксанова, зритель.

«Я искренне обрадовался тому, что молодые ребята взялись за такой проект. Они сделали смелый шаг. Спектакль «Зов начала» сближает творчество молодых с народом», - Разиль Валеев, общественный и государственный деятель Татарстана, татарский писатель, поэт, депутат Государственного Совета Республики Татарстан.

Режиссер: Туфан Имамутдинов
Хореограф: Марсель Нуриев
Композитор: Эльмир Низамов
Танцовщик: Нурбек Батулла
Вокал: Шайдуллина Венера, Мубаракова Аделя, Ефремова Татьяна
Музыканты: Кулахметов Ильнур – курай, кубыз, горловое пение
Бацзыэрбай Мулати – думбра, кубыз, горловое пение
Асхадуллин Алмаз - дэф

Премьера 12 июля 2017 года г.Казань.

Продолжительность спектакля: 50 минут
Возраст 16+

ENG

Summary of the choreographic performance “Alif” (directed by Tufan Imamutdinov)

The choreographic performance “Alif” premiered on July 12, 2017, in Kazan. The performance has been nominated for the National Theater Award “Golden Mask” in three categories: best performance/contemporary dance - “Call of the Origin” (Alif) ballet – contemporary dance / best male artist - Nurbek Batulla, ballet – contemporary dance / best choreographer — Marsel Nuriev.

The year 1927 saw the cultural faultline among the Tatar population. The Tatar alphabet, based on Arabic calligraphy, was changed to the Latin alphabet, and then changed once again into Cyrillic in 1939.
As the result, the alphabet lost seven letters. It also partially lost its pliancy, melody, depth. Rhyme, rhythm, style and form of the poetic heritage lost its original meaning. Self-identity of the nation, which had developed for almost ten centuries, was, to a certain degree, gone.

The piece is divided into three parts.
In the first part, the letters of the dead Tatar alphabet (“İske imlâ” in Tatar) are being written through dance in Arabic letters. The audience hears the names of those letters.
In the second part, three girls sing a poem “Tugan tel” (“Mother tongue”) by Tatar poet Gabdulla Tuqay. The first girl pronounces the letters of the “lost” Tatar alphabet, the second – sings the words, the third – sings the line.

In the third part, which unites the previous two, we hear the complete Tuqay's poem sung by three voices. The dancer represents the poet and also the end of the cultural era, which had formed the Tatar nation for thousands of years.


The creators of the performance “Alif” try, through the body language and authentic Tatarstan singing, to penetrate the cultural layer which was “neglected” by the nation, and to touch the culture which has, sadly, been lost. For the majority of today's population can not read or understand the non-adapted piece of poetry.


Director Tufan Imamutdinov
Choreography Marsel Nuriev
Music by Elmir Nizamov
Dancer Nurbek Batulla
Singing
Elmira Kalimullina
Leisan Bikbaeva
Tatyana Efremova

Musicians
Ruslan Gabitov – kurai, kubyz, guttural singing
Mulati Batczyerbai – dumbra, kubyz, guttural singing
Almaz Askhadullin - daf

Duration 50 minutes
Age restrictions 16+

Audience reviews:

“Choreographic performance “Call of the Origin” is a one of a kind spectacle” - Rabit Batulla, the people's writer of Tatarstan, historian, columnist.

“Alif” penetrates deep into your heart and stays there. It's a pity, that only such a small audience was able to see it” - Ilsoyar Iksanova, audience member.

“I was sincerely happy that young people initiated such a project. It was a brave step. The piece “Alif” brings the art of the young generation closer to the people” - Razil Valeev, public figure and politician of Tatarstan, writer, poet, representative of the National Council of Tatarstan.

Юлия Калинина