Feedback Look

XVII –й Open Look 

Open Look - Международный летний фестиваль современного танца, был создан в Петербурге хореографом и педагогом Натальей Каспаровой и ее мужем, Вадимом Каспаровым. Особенность функционирования современного танца в России: он, практически, не имеет государственной поддержки и развитой инфраструктуры. Все, что происходит в России в области contemporary dance, а также других форм невербальных сценических искусств (исследователи, вслед за немецким теоретиком театра Ханс-Тис Леманом объединяют их сегодня понятием «постдраматический театр» - т.е. ненарративный, жестуальный, визуальныйи т.п.), а именно – создание спектаклей, существование трупп, проведение обучающих семинаров и мастер-классов, образование и проведение фестивалей – происходит благодаря усилиям отдельных людей, энтузиастов. Они, ценой собственных ресурсов, создают эти события, формируют контекст для развития новых, неакадемических форм танца и театра, становления и реализации талантливых авторов, исполнителей, критиков, продюсеров.  Можно считать, что без них процесс остановился бы.

Встает вопрос: а нужен ли нам этот процесс? Безусловно. Спектакли в направлении contemporary dance, танц-театр, постдраматический  театр по-прежнему сохраняют особый статус «искусства для избранных», не вписываясь, в полной мере, в театральный мейнстрим и, тем более, в сферу функционирования массовой культуры. Хотя, по своей природе, многие явления этих направлений искусства – вполне демократичны. Ведь многие из них являются рефлексией на повседневную жизнь обычных людей.  Другое дело, что сама природа contemporary (буквально – «со-временем», «в-настоящем») – связана с постоянным поиском способов выражения сложных, непроясненных, интуитивно воспринимаемых смыслов и образов современности. Конечно, это искусство, которое не всегда совпадает с традицинными представлениями об искусстве. Оно связано с постоянным поиском, экспериментом, развитием  (образов, языка, техник танца, театра представления; выразительных средств). Это область художественного творчества, которое, собственно, и продвигает развитие искусства: находки и достижения contemporary постепенно становятся общепринятым «словарем» всего искусства. 

Аудитория, формируемая этим искусством – аудитория особая: это думающие, критически мыслящие люди с активной личной позицией,  разных возрастов (хотя в России, в первую очередь – молодые люди и люди среднего возраста); они приходят в театральный зал не с тем, чтобы бездумно «потреблять» искусство, но взаимодействовать с ним, считывая послания авторов.  

Из всех фестивалей современного танца в России Open Look – один из наиболее устойчивых (существует с 1999 года), перспективных, активно развивающихся. Фестиваль демонстрирует широту эстетических и географических горизонтов и представляет явления достойного художественного качества. Доказательством тому – масштаб и уровень прошедшего в 30 июня по 9 июля XVII-го Международного фестиваля Open Look. Он предложил две объемные программы, сроком на девять дней. Иностранный кейс включил выступления гостей из Швеции, Великобритании, Нидерландов, Аргентины, Канады и Японии и, на кульминации, возможно, лучшей труппы нашего времени – Нидерландского театра танца. Во второй программе - «Russian  Look» организаторы представили отечественный contemporary достаточно полно и системно. Отбор производил Экспертный совет, в который вошли яркие представители неакадемических форм театра и танца, а также Екатерина Васенина, эксперт «Золотой маски», автор книг о российском и постсоветском contemporary. За время отбора ЭС отсмотрел на видео и живьем 96 спектаклей, выбрав из них лишь 13. В результате – получился трехдневный мультидисциплинарный интенсив, объединивший перформанс, «новый цирк»,  танцевальный, пластический,  физический и визуальный театр, причем, в очень хорошем их качестве.  Подобный подход позволяет фестивалю представлять не узкий круг избранных коллективов, но, действительно, срез происходящего сегодня в мире и, что особенно важно – в России. Можно констатировать, что Open Look сегодня – очень важное событие в сфере современного танца, для многих его деятелей он представляет огромную надежду и шанс быть замеченными публикой и критикой, получить необходимую информацию; успешно жить и творить в России; для всего отечественного  современного танца – шанс развиваться и выходить на принципиально новый уровень развития. Он важен, также, для расширения и работы с аудиториями, которым интересно искусство в различных его проявлениях, а значит – интересна деятельная, активная  жизнь.  Он играет определенную роль  в развитии отечественной культуры и культурного обмена, в формировании позитивного имиджа России в других странах, что сегодня важно, как никогда.

Наталия Курюмова, 

критик музыкального театра, кандидат культурологии, Член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска»